Рулевой винт

Системы управления вертолетом достаточно разнообразны, но в наше время можно выделить пожалуй три самые популярные и применяемые – это рулевой винт, Фенестрон и Notar. Все они направление на компенсацию реактивного момента от несущего винта вертолета, предназначены препятствовать раскручиванию вертолета вокруг своей оси, являются важнейшими узлами в управлении вертолетом. Обладают своими отличительными особенностями строения, плюсами и минусами. Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Рулевой винт вертолета.

Рулевой винт предназначен для управления вертолетом по курсу, его назначение состоит в том, чтобы противодействовать реактивному моменту от основного винта и препятствовать раскручиванию вертолета, так называемое в авиации рыскание – угловое движение воздушного судна относительно вертикальной оси.

Приводится в движение рулевой винт посредством взаимодействия карданных валов через редуктор основного винта, создавая тягу перпендикулярно оси вертолета по вертикали. Шаг, то есть угол наклона лопастей винта осуществляется с помощью педалей управления в кабине вертолета. На практике, чаще всего применяются винты с двумя лопастями, такие как установлены например на Робинсоне 44, но в зависимости от технических особенностей, веса вертолета существуют винты управления с тремя, четырьмя и пятью лопастями.

Рулевой винт частично отбирает мощность двигателя, в среднем до 10 процентов. Одновинтовая схема управления вертолетом достаточно проста в эксплуатации, не требует значительных затрат в точки зрения обслуживания и ремонта, в сравнении с другими схемами. Но в свою очередь винт управления создает больше шума по сравнению с фенестроном или Notar-ом.

2. Фенестрон

Fenestron – рулевой винт закрытого типа, значение слова, с латинского переводится как “окно” или “маленькое окно”. Фенестрон является частью киля вертолета, устанавливается в кольцевом канале, как правило является частью стабилизатора вертолета.

В большинстве случае диаметр Фенестрона в два, а то и более раза меньше, в сравнении с диаметром привычного нам рулевого винта. Количество лопастей может быть в диапазоне от 8 до 18. Визуально сама конструкция хвостового оперения с применением Фенестрона выглядит значительно больше, чем с обычным лопастным рулевым винтом.

Fenestron положительно сказывается на аэродинамических характеристиках, уменьшает сопротивление вертолета в воздухе, является более безопасным для людей, обслуживающих вертолет, благодаря закрытом типу корпуса. Еще одним немаловажным качеством Фенестронов являются минимальные показатели вибрации за счет большей скорости вращения лопастей, тем самым увеличивается уровень комфорта во время пилотирования вертолета. В сочетании Фенестрона и несущего винта с 4-5 лопастями сводят вибрации вертолета к минимальным показателям, что делает такие типы воздушных судов более приемлемыми для санитарной авиации.

В отдельных случаях требуется больше затрат по мощности для зависания вертолета, в сравнении с привычным винтом управления. Но как правило машины с Фенестронами изначально имеет больший запах сил двигателя по сравнению с более легкими вертолетами. Имея более высокий уровень шумовых показателей по высоким частотам, все равно Фенестрон работает тише, чем обычный рулевой винт для нашего с вами восприятия.

3. Notar

Notar – no tail rotor, в переводе с английского означает “без хвостового винта”. Системное назначение противодействие реактивному моменту, как и в случае с рулевым винтом или Фенестроном.

На вертолете оборудованном системой Notar вы не найдете привычного для Вас винта. Конструктивной особенностью является поворотные сопла на хвостовой балке. Внутри фюзеляжа установлен вентилятор. Поток воздуха, частично от основного винта, попадает через воздухозаборники с помощью компрессора, далее вентилятор разгоняет поток воздуха через хвостовую балку на управляемые сопла. Таким образом пилот может управлять вертолетом, то есть совершать маневры относительно оси вертолета влево и вправо.

Вертолеты с Notar считаются одними из безопасных, более того одними из самых “тихих” в мире. Серийно данная установка ставиться на вертолеты американской компании MD Helicopters.