Вертолет Ми-8

Ми-8 — легендарный советский многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Миля, самый массовый и узнаваемый двухдвигательный вертолет в мировой военной и гражданской авиации. Вертолет обширным образом нашел свое применение в более чем 50 странах мира, выполняя в эту минуту поставленные перед ним задачи.

Сложно поверить, что история вертолета началась во второй половине 50-ых годов прошлого века и спустя несколько десятилетий воздушное судно не утратило свою актуальность и до сих пор применяет свой потенциал, заложенные многие года назад, и продолжает летать в мире современных технологий и изобретений.

Машина пришла на смену вертолету Ми-4, модернизированный вертолет стал двухдвигательным, кардинально изменив конструкцию фюзеляжа, возможно за исключением хвостовой балки и задней колесной базы. Руководством страны была поставлена задача разработать более функциональный вертолет, с увеличенным запасом мощности и скорости, грузоподъемностью, пассажировместимостью, более выносливый, надёжный и безопасный транспортно-военный вертолет.

Mi-4

Первый прототип был оснащён одним турбовальным двигателем и поднялся в воздух уже летом 1961-ого. Второй прототип вертолета взлетел через 1 год, в сентябре 1962 года, оборудованный двумя турбовальными силовыми установками, поступивший в последующее серийное производство Ми-8Т в 1965 году, менее чем через 10 лет от начала разработки. В 1975 году вертолет прошел модернизацию и стал выпускаться под маркировкой Ми-8МТ, известный как Ми-17 для производства на экспорт. Двигатели были заменены на более мощные, следовательно и новый главный редуктор. Конструкторы усилили фюзеляж, вертолет получил рулевой винт от вертолета-амфибии Ми-14, модифицирован целый ряд систем и узлов, для повышения летно-технических характеристик.

Вертолет Ми-8 уникальная машина способная трансформироваться для различных целей. Основная задача — транспортировка пассажиров и грузов в общепринятые и труднодоступные места и районы. Вертолет летает и днем и ночью, в широком диапазоне температурных показателей за бортом, а так же в сложных и крайне сложных метеорологических условиях.

При пассажирской компоновке салона способен взять на борт предусмотренные 28 пассажиров, с учетом веса багажа до 15 кг на каждого, суммарно 420 кг, а в случае отсутствия багажа и большее количество пассажиров. При такой загрузке борт способен преодолевать расстояние до 500-600 километров.

В это сложно поверить, но в модификации для санитарной авиации, в медицинской версии Восьмерка способна перевозить до 12 лежачих больных на носилках, в сравнении с Eurocopter 145, где предусмотрено 2 лежачих места. Но здесь надо понимать разницу по медицинскому оборудованию на борту, так как 145-ая машина — это полноценная летающая карета скорой помощи, больница в воздухе. Но если не брать во внимание оборудование и понимать, что транспортировка имеет не продолжительный временной интервал, то количество одновременно перевозимых больных, не требующих аппаратной поддержки, может играть решающую роль.

Mi-14

Благодаря своим летным характеристикам, мощным двигателям, 5-ти лопастному несущему и 3-лопастоному рулевому винту с передней подогреваемой кромкой, в знакомым нам Еврокоптер и Робинсон система подогрева несущего и хвостового винта отсутствует, Мишка способна поднимать 3 тонны полезной загрузки или 4 тонны с меньшим количеством топлива, при этом максимальный взлетный вес не должен превышать 12/13 тонн. Вес пустого вертолета в разных модификациях варьируется между 6900-7500 тонн, вес топлива в диапазоне 2300 — 2700 литров. Для этого вертолет оборудован 4-мя топливными баками: расходный 415 л., левый подвесной 750 л. (расширенный 1130 л.), правый подвесной 680 л. (расширенный 1040 л.) и дополнительный бак 915 л. в грузовой кабине.

Сердце вертолета его двигатель. На вертолете Ми-8 в большинстве моделей и его крайних модификациях установлены 2 х ТВ3-117ВМ/А мощностью 2400/2800 л/c на чрезвычайном, 2200/2500 л/с взлетном и 1500/1750 л/с на крейсерском режимах, а зависимости от модификации 117ВМ/117ВМА с ресурсом 7500 часов. Приятно отметить тот факт, что большинство двигателей для вертолетов Ми-8 выпускаются в городе Запорожье.

Развивает вертолет максимальную заявленную скорость 250 км/ч, крейсерская скорость 220 км/ч. Хорошо пилотируется, более того есть автопилот, способный удерживать движение вертолёта по курсу, крену, тангажу с отклонением всего в 0.5 — 1 градус и барометрической высоте отклоняется до 6 метров., а по скорости не более 10 км/ч. Автопилот вертолета уникален тем, что его можно использовать параллельно с ручным пилотированием.

Вертолет Ми-8 — уникальное воздушное судно, заслужившее свою репутацию тысячами часов налета. Ми восьмой сложно не узнать, его нельзя ни с чем перепутать. Вертолет получил широкое применение в Украине, в транспортной авиации и вооруженных силах, ежедневно работает на благо граждан.